АН "Реал-Сервис" публикует статью
9 июня 2012, 22:06
464
Анонс:
Благими намерениями?..

Реформа БТИ: чем дальше в лес?.. Часть 1.

Парламентская законодательная кухня сейчас переваривает очередную порцию законопроектов, призванных, по утверждению их авторов, наконец навести порядок в многострадальной отечественной системе регистрации прав на недвижимость.Вообще-то активное реформирование системы Бюро технической инвентаризации (БТИ) идет уже третий год подряд, но никак не дойдет до логического завершения. И не только потому, что бюрократические низы сопротивляются. Сегодня продолжается упорная борьба между различными властными группами, ведь на кону высокие ставки — возможность набивать карманы путем сбора коррупционной дани с подчиненных, право насытить рынок карманными коммерческими структурами, получение рычагов контроля над перераспределением активов…

Благими намерениями?..

Свидетельством проблемности отечественной системы регистрации прав на недвижимость могут служить слабые позиции Украины в рейтинге Doing Business-2012. По удобству регистрации прав собственности наше государство заняло непочетное 166-е место из 183 стран (за год — снижение на одну ступеньку). По подсчетам экспертов, чтобы зарегистрировать собственность в Украине, надо потратить 117 дней, что почти в четыре (!) раза больше, чем в странах Европы и Центральной Азии (33 дня) или ОЭСР (31 день).

Чтобы в полной мере ощутить весь привкус работы БТИ, которые пока что занимаются соответствующей работой с недвижимостью, не обязательно обращаться к авторитетным аналитикам. Достаточно просто пойти в какое-либо соответствующее учреждение и послушать «маленьких украинцев». От потока характерной информации уши вянут… Но вся соль украинской ситуации — в расконцентрированности регистрационной системы. Кроме БТИ, в ней работают Госагентство земельных ресурсов, выдающее документы на землю, и Минюст, ведущий реестр прав собственности на недвижимость и ипотеки.

Казалось бы, сосредоточение функции регистрации в одном центре должно было бы улучшить ситуацию. И власть, собственно, пошла по этому пути. В 2010 году ВР приняла в новой редакции Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений», а в 2011-м Кабмин принял постановление «Об утверждении Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений и Порядка предоставления извлечений из Государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество». Суть указанных документов сводилась к созданию нового органа, подчиненного Минюсту, который получает исключительное право регистрации объектов недвижимости, — «Укргосреестра».

Вместо того, чтобы радоваться якобы логичным трансформациям, народ отнесся к ним с недоверием, вспомнив мудрость, что благими намерениями ад вымощен. Наиболее упорно, естественно, об этом говорит БТИ-сообщество, у которого отбирают лакомый кусок функционала (и денежных потоков). Среди основных рисков такого положения вещей называлось и называется, ни много ни мало, создание благоприятной почвы для перераспределения собственности в стране как через переходный период «утряски» системы (сведение баз данных в кучу, когда часть «старой» информации может потеряться), так и путем централизации ее управления. Прибавьте сюда слухи, что владельцем программного обеспечения реестра может быть частная структура, и гремучая смесь сомнений готова.

В экспертной среде считают, что перераспределение собственности возможно как на микроуровне (потеря квартир из-за мошеннических схем), так и в макромасштабах (потеря целых предприятий). «Примером может служить исполнительная служба: там полный хаос, но Минюст и ведет, и координирует, и контролирует», — отмечает директор аналитического центра «Правовая защита БТИ» Дмитрий Павленко.

Правда, с такими оценками соглашаются не все действующие лица, завязанные на регистрации прав на недвижимость. «Передача этой функции Минюсту — вполне логична. Она не совсем присуща БТИ, исходя хотя бы из названия этих структур, и была возложена на них временно. Что же касается случаев мошенничества и рейдерства, то страхи, по моему мнению, преувеличены. Конечно, в порядке исключения возможно все. Но разве сегодня это не реально? Рейдерам все равно, с кем работать», — рассудительно замечает глава правления Союза консультантов по недвижимости Виктор Несин.

Полноценно начать исполнять свои регистрационные функции «Укргосреестр» должен был еще с 1 января 2012 года. Но не сложилось по ряду причин, и старт был перенесен на 1 января 2013 года. Номинально так произошло в том числе из-за организационных факторов (вопрос кадрового, материально-технического обеспечения). А реально также из-за того, что не все интересы во властных группах удалось сбалансировать. Но у Минюста, очевидно, руки ну очень чешутся. Хотя парламент перенес на год бенефис «Укргосреестра», А.Лавринович еще в конце 2011-го подчеркивал: функция регистрации может быть передана подконтрольной его ведомству структуре уже во втором квартале 2012 года.

Свидетельством того, что властные группировки не расставили все точки над «і» в вопросе регистрации прав на недвижимость, является законопроект депутатов Ю.Мирошниченко и А.Пинчука №10140 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственной регистрации прав на недвижимое имущество». Его лейтмотив — «устранение дублирования функций между органами разной ведомственной принадлежности» относительно регистрации прав на земельные участки. В сущности, законодатели хотят пересмотреть Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений», предусматривающий сосредоточение только этой функции в Минюсте. Этот документ Верховная Рада еще не рассматривала. Но очевидно, Госзем без боя не сдастся…

по материалам zn.ua

Фото bart-monolit.com.ua

Часть 2.

Анатолию Сколоцкому это нравится
Улучшить сайт Соцсети