АН "Реал-Сервис" публикует статью
30 мая 2012, 12:31
505
Анонс:
Страсти вокруг жилищно-коммунального хозяйства..

Кто в доме хозяин? Страсти в ЖКХ. Часть 1.

Страсти, кипящие вокруг жилищно-коммунального хозяйства, соизмеримы со свалившимися на него бедами. Из жилищной сферы, которой по определению следовало бы быть средоточием тепла и уюта, поступают тревожные вести. Устаревший, десятилетиями не ремонтируемый жилой фонд с изжившей себя системой управления требует модернизации. Власти, реагируя на ситуацию, принимаются за реорганизацию верхних звеньев управления — укрепляется министерство ЖКХ, активизируется законодательная деятельность. ВР рассматривает несколько законопроектов, призванных регулировать деятельность в важной сфере, в том числе и Жилищный кодекс. Но от этого противоречия в обществе, где по-разному представляют пути реформирования и дальнейшего развития ЖКХ, еще больше усиливаются. Реагируя на критику, президент накладывает вето на принятый парламентом Жилищный кодекс, отправляя его на доработку. Заветованному кодексу предстоит повторно совершить весь путь принятия: рассмотрение на заседании Кабмина, общественные обсуждения, прохождение первого и второго слушаний в ВР. Ожидается рассмотрение целого комплекса вопросов, от ответов на которые будет зависеть будущее ЖКХ, устранение недостатков и противоречий, отмечаемых в заветованном законопроекте. Можно прогнозировать, что в ходе дальнейшей работы над документом копья будут ломаться вокруг места, ролиОСМД, взаимоотношений между объединениями жильцов и управляющими компаниями. Поскольку именно от этого будет зависеть основное — кто будет управлять жильем: объединенные собственники квартир или же государственные жэки заменят частные структуры, чтобы, используя не свою собственность, вести доходный бизнес.

Когда собственностью управляют хозяева

Приватизация жилья, в отличие от всего иного госимущества, прошла сравнительно справедливо. Во всяком случае, население получило не сертификаты, которые превратились в пустые бумажки, а реальную собственность — квартиры. Вот только с налаживанием эффективного использования полученной собственности не получается. жэки, работая по старинке, в новых условиях проявили полную несостоятельность и неэффективное использование средств. Доходило до того, что иные из них на свои потребности тратили до 80% средств, собранных для оплаты всего комплекса услуг. Несоответствие между перманентно возрастающими ценами на тарифы (вне зависимости от качества услуг) и их качеством стало очевидным. Наиболее активные жильцы, используя зарубежный опыт работы кондоминиумов, нашли альтернативу жэкам и начали создавать объединение совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).

Поскольку обеспокоенность тем, что средств для содержания, тем более для модернизации, жилого фонда не хватало, была всеобщей, то перед такими объединениями, берущими на себя ответственность, открыли зеленый свет. В этой форме управления жилья усматривалась перспектива создания новых отношений в системе ЖКХ, способствующих решению все более обостряющихся проблем. Жильцы таких объединений на свой страх и риск избирали управдомов и правления, разрабатывали и принимали уставы, создавали хозструктуры, т. е. брали на себя ответственность, в том числе финансовую, не только за свои квартиры, но и за состояние инфраструктуры домов и окружающих их территорий. Местные власти имели возможность, освободившись от мелочной опеки каждого дома и постоянных финансовых трат, в большей мере заниматься решением стратегических вопросов.

Первые ОСМД появились в новопостроенных домах. Ясно, почему. Новоселы-инвесторы, вложившие собственные средства в строительство дома, не испытывали желания передавать дома в управление теряющих последние крохи доверия жэков, они искали и находили иные возможности. Ряд новоселов шли на создание ОСМД. Пример оказался заразительным и, что особенно важно, интересным не только для столицы и мегаполисов, но и для глубинки. Причем опыт оказался пригодным как для жильцов новых, так и старых домов. Местные власти ряда городов взялись за приспособление наработанных приемов к условиям более сложным — обслуживания старого жилого фонда. Понимая разницу между требуемыми затратами, пошли на выделение субсидий жильцам, создававшим ОСМД в старом жилом фонде, в домах, требующих капремонта.

Горсовет Ривного в принятой программе модернизации старого жилого фонда особое внимание уделил становлению и поддержке ОСМД, справедливо полагая, что только жильцы, осознавшие себя хозяевами, смогут эффективно использовать как собственные, так и привлеченные из бюджета средства. За несколько лет созданное по ул. Галицкого,4, ОСМД смогло привести в порядок многоэтажку, которая за четыре десятилетия своего существования переболела всеми хворями, характерными для ЖКХ, и… ни разу не ремонтировалась. Теперь старый дом, крыша которого протекала, а подвал заливало водой из прохудившихся водопроводов, — не узнать. Крыша отремонтирована, трубы водоснабжения заменены, в подъездах и на прилегающей территории — порядок и чистота. На все это затрачено более 300 тысяч гривен из бюджета и личных средств жильцов. Людям пришлось поднапрячься, но игра стоит свеч, — полагает глава правления ОСМД Галина Похилюк. Расходы как бюджета, так и жильцов быстро окупаются благодаря экономии средств, уменьшения расходов на коммунальные услуги. Жильцы убедились, что такие вложения существенно повысили рыночную стоимость квартир — в благоустроенном доме больше желающих поселиться. Председатель ОСМД «Джерело» Оксана Шостак имеет свои аргументы, подтверждающие, что создание объединений жильцов в старых домах не менее, а иногда даже более необходимо, чем в новых. Объединившись в «Джерело», жильцы сразу разобрались, где наибольшая «дыра», через которую вытекают их уплачиваемые за коммунальные услуги средства. Собрав с каждой семьи по 1500 грн., подобрав хороших исполнителей, хозяева утеплили дом. Расчеты оказались точными. Только за два года за счет проведенной реконструкции по утеплению дома сэкономлено треть затраченных средств. При хозяйственном подходе, характерном для объединений жильцов, модернизация домов становится довольно эффективной формой вложения средств. Убедившись в эффективности такого подхода, Ривненский горсовет выделил 1 млн. грн. на модернизацию жилья и развитие ОСМД в первый год реализации программы, в последующие — по 2,5 млн. Благодаря такой поддержке в городе создано и работает около сотни ОСМД, причем процесс перехода на новую форму управления утверждается не только во входящих в эксплуатацию домах, но и в старом жилом фонде. Приоритетная поддержка объединений жильцов старых домов имеет преимущество. В этом случае альтернативы у ОСМД нет. Управляющие компании, проявляющие активность по отношению к новым домам, старым фондом не интересуются. Они идут по легкому пути — предлагают услуги в новых домах, которые потребуют ремонтов и модернизаций лет через 10—15. За это время можно заработать.

по материалам zn.ua

Анатолию Сколоцкому это нравится
Улучшить сайт Соцсети